Профессиональная фотография в эпоху «цифрозеркалок»

Наше время, которое многие называют «эпохой гаджетов», характеризуется все большей доступностью различных цифровых устройств: компьютеров, мобильной техники, фотокамер. «Гонка вооружений», которая происходит по причине конкуренции производителей, делает бытовые цифровые устройства все более мощными и производительными.

Постоянно возрастающие характеристики компьютерных устройств обеспечивают потребителям лучшие возможности использования программного обеспечения, которое, как мы знаем, становится всё более требовательным «железу». При этом, в случае с прогрессом фототехникимы можем наблюдать ещё одно интересное явление. Среди покупателей цифровых «зеркалок» начального и среднего уровня возникает все больший интерес к возможностям этой техники в решении задач, ранее считавшихся уделом профессионалов.

И правда, многие модели «младших» камер отличаются от «старших», считающихся «профессиональными», не слишком сильно: младшие «зеркалки» наследуют от старших сенсоры (матрицы), процессоры, алгоритмы обработки и сохранения изображений. И сами производители не делают секрета из того факта, что камеры, относящиеся к «профессиональному» сегменту, зачастую отличаются от младших моделей лишь большим ресурсом, лучшей защищенностью корпуса (ударопрочность, пыле- влагозащищенность) и эргономикой. Да еще парой таких, с точки зрения непрофессионала, пустяков, как большая «скорострельность» и более продвинутые системы фокусировки и экспозамера.

Казалось бы, список отличий не так уж и мал, и всё же вывод напрашивается очень обнадеживающий: все эти отличия на «картинку» влияют крайне незначительно, а значит… Значит, приобретя доступную современную «зеркалку» вместе с объективом, можно добиться результатов, сопоставимых с профессиональными! При той стоимости работ профессиональных фотографов, которая существует на рынке услуг, делопредставляется очень выгодным: ведь покупка недорогой камеры, как кажется, может окупиться за несколько съемок!

Более того, цифровые технологии упростили многие процессы, ранее доступные лишь профессионалам и заинтересованным любителям, которые были готовы вкладывать время и средства в любимое дело. Речь идет о получении фотоизображения. Если в эпоху пленочной фотографии существовала необходимость в трудоемких процессах, требовавших знаний и оборудования (проявка пленки, фотопечать и прочее), то теперь кажется достаточным просто «скинуть» цифровые изображения с камеры на компьютер и делать с ними все, что угодно: размещать в интернете, отправить на печать в фотолабораторию, и т.д. То есть профессионалов-фотографов можно считать классом, уходящим в прошлое вместе с трудоемкой пленочной фотографией? И если многие профессионалы сегодня работают с цифровой техникой, то обзаведясь подобной, возможно даже, из более доступного сегмента, можно получить сходный результат, не являясь профессиональным фотографом?•

Добавим сюда такие факторы, как появление на рынке фототехники недорогих комплектов импульсного осветительного оборудования для «домашних студий», почти всеобщее владение основами «Фотошопа» и доступность самой разной информации по предмету в Интернете. Наверное, напрашивается вывод: свадьбу друга, фотосъемку товаров для своего небольшого интернет-бизнеса, съемку мероприятий и много другое можно делать самостоятельно, не прибегая к услугам профессионалов.

Такой подход сегодня крайне популярен, и прежде, чем рассказать о его несостоятельности, отмечу: да, действительно, любитель, вооруженный современной фототехникой и знаниями, сможет добиться успехов в фотографии, и приблизиться к уровню профессионала. Но тут нужно подчеркнуть: именно вооруженный, как техникой, так и знаниями. Миф о легкой досягаемости профессионального уровня порожден доступностью фототехники, но владение самыми современными и продвинутыми ее образцами не делает человека фотографом. Тут мы подошли к тому, чтобы назвать основную проблему, породившую этот миф, и это проблема, увы, широко распространенная, она кроется в сознании. Суть ее в том, что сознательно, или нет, человек верит во всемогущество современных технологий. Эта вера вычеркивает из сознания тезис о том, что снимает не камера, а человек. Человек, которому присуще видение, понимание задачи, осмысление сути этих задач, в конце концов, опыт, позволяющий оценить существующие условия и взвесить все возможности. Обладание техникой не делает человека фотографом, и ярчайшим доказательством этого может служить то обилие безвкусных и невыразительных фотоснимков, которыми наводнен сегодня интернет: почитайте информацию об используемой фототехнике, и вы удивитесь обилию дорогих камер и объективов, использовавшихся для получения этой безвкусицы. И наоборот, профессиональный рост, возможный при полном посвящении себя предмету, делает человека способным получать красивые и качественные фотоснимки даже без использования топовой аппаратуры.

С 2005 года фотография является моей основной и единственной профессией. Все эти годы я проработал в Москве; полагаю, московский рынок коммерческой фотографии можно считать показательным для России.  Наблюдая рост технических возможностей современных недорогих зеркальных камер, я все же не скажу, что вижу серьезное уменьшение объемов заказов и количества клиентов. Более того, нередко приходится сталкиваться с ситуацией, когда клиентами становятся люди, попробовавшие решить ту, или иную фотографическую задачу самостоятельно, располагающие хорошей фототехникой, однако пришедшие к выводу о том, что лучше все-таки довериться профессионалу. Иногда человек приходит к решению обратиться к услугам профессионального фотографа после глубокого разочарования: ведь если, например, предметы, интерьеры, или архитектуру можно перефотографировать в случае неудачи, то в случае с важным событием это невозможно. Поезд, как говорят, ушел, причем в ситуациях, когда к профессиональной задаче применялся дилетантский подход, далеко не всегда поможет фотошоп: ведь если нет качественного исходного материала, то средствами фотошопа его создать будет невозможно. Еще мне иногда приходится консультировать тех, кто хочет научиться решать свою задачу самостоятельно и поточным образом, для чего организует собственную небольшую студию: чаще всего это владельцы интернет-магазинов, которым приходится делать частые фотосъемки своего товара для того, чтобы выложить на сайте. В таких ситуациях не приходится говорить о большом разнообразии художественных задач, нужно лишь наладить потоковую фотосъемку, что является вопросом, скорее техническим, чем творческим, и чаще всего с процессом съемки справится и непрофессиональный фотограф. Но даже в этом случае требуется профессиональная консультация не только при выборе оборудования, но и в процессе работы.

Какие же причины позволяют не только существовать современным профессиональным фотографам, но и развивать свой бизнес? Разберемся с фактами, которые позволяют с уверенностью говорить, что работа профессионалов фотографии будет востребована независимо от технологического прогресса и все большей доступности его плодов широким массам.

Итак начнем: выбор фототехники. Да, рынок оборудования для фотографов предлагает все большее возможностей как профессионалам, так и любителям. Но если человек, слабо разбирающийся во всем этом многообразии, ориентируется чаще всего на рекламу, то профессионал выбирает то оборудование, которое позволит наилучшим образом решить возникающие перед ним задачи, или сможет выбрать наилучшее соотношение с точки зрения возможностей и цены приобретаемой фототехники. При всем том, что в интернете зачастую нетрудно найти много информации о практически любых камерах, объективах, и прочем, информация эта бывает крайне противоречивой и не всегда исходит из компетентных источников. Поэтому и для ориентирования в информационном пространстве необходим определенный уровень фотографа, и уровень этот должен быть явно выше, чем «простой любительский».

То же самое относится и к информации о предмете вообще. О фотографии написано множество книг, статей, пособий. Это прекрасно, но что вы чувствуете, подходя к книжной полке в магазине, уставленной этими книгами, или заходя на страницу в интернете, где вам предлагают изучать предмет? Здесь можно сказать, что без профессионального отбора информации, фильтрации и упорядочивания, можно, скорее, запутаться. И это не работа для библиотекаря — этим должен заниматься сам фотограф, ведь чтобы отличить качественный материал от сомнительного, нужно обладать не только базовыми познаниями в фотографии, но и иметь собственный опыт. Это требует времени, которое потребуется как на освоение материала, так и на приобретение опыта. Если вы хотите освоить тот, или иной вид фотосъемки, и решать свои фотографические задачи грамотно, то при расчете возможной экономии от самостоятельной работы, нужно учесть и этот фактор. Фактор временных затрат на работу с материалом, и освоение предмета. И если вам нравится это, вы чувствуете, что такое изучение доставляет удовольствие — то добро пожаловать в мир серьезных фотографов, возможно, когда-то вы даже переквалифицируетесь, и станете профессионалом. В любом случае, если есть интерес, можно достичь немалых успехов, но во все времена хобби и профессия преследовали несколько разные задачи. И даже совмещаясь в опыте одного человека, они действуют по-разному. Но если вы сторонник сугубо прагматичного подхода, то повторюсь — не забудьте о времени, которое придется потратить на изучение предмета.

Следующий аргумент в пользу того, чтобы довериться профессионалам: серьезная фотография — процесс, требующий не только технических знаний. Даже съемка товаров для каталогов требует понимания основ фотокомпозиции. Еще более это актуально для серьезной рекламной съемки, например, с участием моделей: такая съемка требует учета и понимания множества факторов, таких, как художественные основы портретной фотосъемки, работа с моделью, стилистика, и многое другое. Для решения этих художественных задач важно не только обладать техническим инструментарием и багажом знаний, но и иметь серьезный опыт работы. Художественный компонент включает в себя умение сделать правильные акценты, а также создать правильное взаимодействие элементов кадра, или серии.

Следующий тезис — о кажущейся легкости получения цифрового изображения. Получить бытовую картинку, скажем в формате JPEG, просто. Для этого даже не нужна серьезная камера, достаточно мобильного телефона. Но для рекламы, каталога, сайта, для запечатления серьезных событий и достижения прочих профессиональных целей обычные «фотки», конечно же, не подходят, и не только по причинам технических ограничений фотокамер, с которых их чаще всего получают. Сам файл должен позволять последующую корректировку его параметров и обработку дизайнером. Для этого существуют профессиональные форматы, в первую очередь RAW, которые позволяют изменять характеристики изображения без потерь качества. Работа с программами- конвертерами для такого типа файлов требует развития знаний и навыков и в этой сфере, ведь RAW — «сырое» изображение, позволяющее получать фотографии высокого качества и устранять присущие им дефекты. То есть, мы видим, что процесс получения качественного цифрового изображения чаще всего не выглядит, как «навел-снял-скинул готовые снимки». Необходима ли работа с этим форматом? В большинстве случаев, да. Ведь современные требования полиграфии, фотопечати, и даже изображений, видимых на экране, растут, а значит, нужно достигать максимального качества. Таким образом. Мы видим, что между собственно съемкой и получением итогового изображения порой лежит большая работа, по временным и умственным затратам сопоставимая с тем, как ранее фотографу приходилось кропотливо проявлять и печатать аналоговое изображение, полученное с пленочной камеры.

Ну и наконец, в качестве последнего в этой статье аргумента, скажу некоторую очевидность. В начале статьи мы отметили, что именно рост технических возможностей современных камер и фотооборудования недорогих сегментов, вызвал мысль о том, что необходимость в работе профессионального фотографа существенно снижается. Однако — растут технические возможности не только в сегменте любительской и относительно доступной фототехники. Растут также и возможности профессиональных камер, осветительного и студийного оборудования. И именно профессионал стремится соответствовать растущим требованиям к современной фотопродукции, для чего приобретает, или арендует фототехнику высшего уровня. Профессионал заинтересован в развитии и пополнении своего «парка», причем может выбирать то, что помогает ему решать актуальные задачи, не распыляясь на второстепенные вещи, не гоняясь за дорогими игрушками, но вкладывая средства в инструментарий, необходимый для работы на все более высоком уровне.

Как видим, рост количества обладателей «цифрозеркалок» не угрожает цеху фотографов-профессионалов. Даже более того, рискну предположить, что количество клиентов у хороших фотографов будет неизменно расти в том числе, и благодаря наличию такой фототехники у начинающих фотолюбителей: ведь они уже соприкоснулись с предметом, и наверняка стали учиться разделять задачи в фотографии; так, например для многих становится понятным, что подходит для семейного фотоальбома, а что — для журнальной обложки, или фотовыставки. И собственный опыт многих людей, взявших в руки собственную «зеркалку» убедит их в том, что далеко не все, а особенно серьезные задачи, можно решать с помощью хорошей любительской фототехники. Да и не только в технике дело: важно умение видеть, опыт решения нетривиальных задач, теоретическая подкованность. Наверняка найдутся, и находятся любители, готовые посвящать свое время, силы, и средства развитию собственных знаний в этом вопросе, но далеко не все готовы пойти так далеко. Да и не всегда время терпит, порой серьезную фотозадачу решать необходимо срочно. А всем обладателям «цифрозеркалок» хочется пожелать творческих успехов, и сказать: купив хорошую фотокамеру, вы стали на один шаг ближе к освоению очень интересного дела. Так пусть этот первый шаг не станет последним: растите, развивайтесь, как фотограф. Станете вы профессионалом в результате такого развития, или нет, не так важно. Важно лишь то, что этот путь очень многое способен дать человеку, ищущему новизны во всем, и стремящемуся видеть и осмысливать весь этот мир, покоряя все новые вершины. Серьезная, творческая фотография — это одна из вершин, которую стоит попробовать покорить!

Материал подготовлен по заказу компании «Студия Эффект Допплера», http://www.effectd.ru